Ни для кого ни секрет, что текущая экономическая ситуация в стране достаточно напряженная. Спад производства и отсутствие финансирования, а также сложности с получением кредитов – все это негативно сказывается на российских компаниях, многие из которых начинают более тщательно подходить не только к анализу рынка своих услуг, но и к переоценке собственной, внутрифирменной деятельности - настоящий момент позволяет как никогда трезво и непредвзято взглянуть на неё. Оптимизация внутренней структуры, пересмотр направлений развития, ставка на новые пути ведения бизнеса, поиск путей снижения издержек – всё это имеет место сегодня практически в любой организации.
Именно сейчас, в условиях развивающегося мирового финансового кризиса, можно достаточно уверенно сказать, что идет борьба буквально за каждого клиента. И качество работ или услуг наряду с ценой является тем самым критерием, который позволяет потенциальному потребителю сделать выбор в пользу конкретного бизнес-партнера.
Примите как факт – реальное внедрение в компании системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 действительно помогает оптимизировать деятельность организации и на текущем этапе как никогда актуально. Это связано, прежде всего, с тем, что при подготовке к сертификации пересматривается вся деятельность организации, а применяемый процессный подход позволяет определить цели и критерии не только в области качества, но и в целом по компании, понять результативность предпринимаемых бизнес-шагов и оценить эффективность используемых средств.
Что дает внедрение системы? Пересмотр внутренних документов и устранение «брешей» в имеющихся, возможность определения и систематического анализа проблемных мест, внесение абсолютной ясности в зоны ответственности сотрудников, повышение ответственности персонала и улучшение трудовой дисциплины, возможность дополнительного контроля хода выполнения всех работ. И (важный момент!) – гарантию того, что деятельность компании, зафиксированная документально, будет воспроизводима и невосприимчива к человеческому фактору.
О системе менеджмента качества написано достаточно. Но если не вдаваться глубоко в термины и определения, буквально «в двух словах» - система менеджмента качества для руководителя любого уровня, для генерального директора – это порядок в управлении. Задумайтесь о том, сколько средств Вы теряете из-за не вовремя принятого заказа, из-за ошибок персонала, которых можно было избежать, из-за внезапной поломки оборудования, из-за возврата бракованной продукции или некачественно оказанной услуги?
Конечно, порядок можно придумать самим, и следовать ему, и, возможно, он будет не хуже. Но стоит ли изобретать велосипед, когда можно воспользоваться готовыми решениями? Может быть все же имеет смысл обратить внимание на положения стандарта ISO 9001, этот плод коллективного разума представителей нескольких тысяч успешных западных компаний, которые знают как привлечь клиента и умеют считать деньги.
Что, по сути, требует стандарт ISO 9001 от компании? Не так и много - знать потребности заказчика, отслеживать, насколько заказчик удовлетворен предложенным сервисом, планировать свою деятельность, вести оценку и мониторинг выполнения работ, описать в письменном виде, как именно должна выполняться та или иная работа, создавать условия персоналу для выполнения своих обязанностей, оценивать удовлетворенность своих работников, установить показатели и цели в деятельности и измерять, насколько они выполняются. Собственно, ничего такого, чего бы не хотела иметь ни одна организация.
Бесспорно, во многих организациях нечто подобное уже есть. Но правила работы по стандарту ISO 9001 позволяют кроме прочего соответствовать всемирно признанным требованиям, мировым стандартам бизнеса.
Кроме того, периодические собственные проверки позволят компании самостоятельно выявить недостатки в системе управления, а внешние проверки – выявить то, что незаметно, потому что привычно. Недостатки, скорее всего, будут выявлены, и затем устранены. И будут приняты меры, чтобы в дальнейшем избежать подобных «проколов». И так все время, постоянно, регулярно будет улучшаться система управления, а с ней – и деятельность компании. Принцип постоянного улучшения – разве это так плохо?
Особое отношение к претензиям клиентов, внимание к предложениям по улучшению от своих сотрудников – все это делает компанию лучше, поднимает ее авторитет в глазах заказчиков, ведь отныне не одна жалоба, ни одно предложение не пройдет мимо.
Два важных момента, которые зачастую останавливают многих от внедрения СМК. Первый - это количество бумаг, документов, форм, записей, которые необходимо вести и которые отнимают массу времени. Вы удивитесь, но это – не так! Этот стереотип был успешно навязан нерадивыми консультантами, которые на каждое требование стандарта ИСО 9001 пытались завести свой документ. А ведь без этого можно обойтись! Искусство работы настоящего консультанта при внедрении СМК – это максимально безболезненное вписывание СМК в существующую деятельность компании, использование уже существующих в компании оригинальных записей, журналов, актов в целях удовлетворения требований стандарта ИСО 9001. Вы еще более удивитесь, когда узнаете о том, что всю систему менеджмента качества небольшой компании можно уместить в один документ – в «Руководство по качеству», а все остальные требуемые стандартом документы ввести туда в виде разделов.
Второй момент – это сложность в понимании стандарта, его терминов и положений. И здесь ситуация аналогична – профессиональный консультант не станет бравировать непонятными формулировками, ведь на самом деле стандарт написан для людей, и только опыт и квалификация настоящего консультанта позволят разъяснить требование каждого пункта так, чтобы обычный человек не потерялся в терминах и знал, что именно требуется.
Надо отметить, и это ни для кого не секрет, что Интернет заполнен предложениями «купить» сертификат соответствия системы качества. Но купив сертификат - не купишь качество, кроме того, ваши заказчики также, возможно, знают о подобных предложениях, поэтому покупка такого рода сертификата будет выглядеть бессмысленно и реальной пользы компании не принесет. А не принесет еще и потому, что процедуре получения сертификата предшествует создание самой системы менеджмента качества в организации, что гораздо важнее и занимает значительно больше времени.
Задумайтесь, просто задумайтесь на секунду о том, что сертификат ИСО 9001 вы получаете для своих клиентов, а систему менеджмента качества делаете для самих себя.
Так стоит ли выбрасывать деньги, покупая сертификат и набор абсолютно ненужных бумаг к нему, когда систему можно реально внедрить, сделать её для себя и начать пользоваться ею?
Мы убеждены, что только здравый подход к системе качества может принести реальную пользу компании.
Экономить деньги – это не только не тратить их, это еще и грамотно их вкладывать, вкладывать в себя, в свое развитие, в свои перспективы. И система менеджмента качества компании – это именно тот случай, когда не стоит экономить на себе, потому что качество деятельности – это та основа, которая даёт путевку в будущее!