(495) 797-76-72
Написать в WhatsApp
На главную
English version
Поиск:
В сертификации с прошлого века...
Главная » Полезная информация » ИСО 9001. Подробно о главном - что скрывается за краткостью формулировок ИСО 9001

ИСО 9001. Подробно о главном - что скрывается за краткостью формулировок ИСО 9001

Подробно о главном - что скрывается за краткостью формулировок ИСО 9001.

С сегодняшнего дня мы начинаем публикацию на нашем сайте тематических материалов, связанных с применением стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 в деятельности российских предприятий с целью разъяснить основные положения и требования стандарта и, возможно, ответить на ряд вопросов, касающихся применения ИСО 9001 к конкретной деятельности организации.

За последние год-два в России популярность сертификации по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001 выросла в разы, что, учитывая её добровольный характер, говорит об определённой тенденции - тенденции стремления компаний добровольно подтвердить качество своей деятельности. Но насколько стремление получить сертификат ИСО 9001 является действительно добровольным?

К сожалению, довольно часто мы сталкиваемся с тем, что компаниям нужен сертификат соответствия требованиям стандарта ИСО 9001 не как свидетельство результативного функционирования разработанной и внедренной системы менеджмента качества (как это подразумевается во всем цивилизованном мире), а лишь как дополнительное преимущество (а иногда - как обязательное требование) участия в тендерах, конкурсах и т.д., либо для участия в какой-либо саморегулируемой организации (что является заменой действующему ранее в РФ лицензированию). Бесспорно, наличие сертификата ИСО даёт определённые преимущества и дополнительные возможности своему обладателю, но, к большому нашему сожалению, дискредитирована сама идея получения подобного сертификата.

Сертификат ИСО 9001 является всего лишь подтверждением того, что в компании функционирует СМК. А вот создать саму систему управления качеством в компании, сделать её результативной, приносящей прибыль - это задача не из простых. Вообще, за созданием и внедрением полноценной системы управления качеством стоят две основные цели:

  1. для потребителя компании - обеспечить гарантированную поставку продукции или услуг надлежащего качества и в установленные сроки вне зависимости от каких-либо сторонних факторов. Система менеджмента качества должна учитывать все риски и возможные проблемы на всех этапах бизнес-процессов и предотвращать появление несоответствий, обеспечивать максимальную удовлетворённость заказчиков компании, поддерживая дальнейшее стремление к сотрудничеству;

  2. для самой компании - создать систему дополнительных внутренних рычагов управления, снижающих издержки и повышающих рентабельность работ, а также постоянное, подчеркну - независимое от сторонних факторов, улучшение всей деятельности организации. Система менеджмента качества должна приносить прибыль прежде всего за счёт уменьшения числа управленческих ошибок, снижения временных потерь за счёт оптимизации бизнес-процессов, предотвращения попадания несоответствующей продукции потребителю и связанными с этим затратами на возврат продукции либо гарантийный ремонт и т.д.

Вот именно поэтому, возвращаясь к теме получения сертификата ИСО, создание и внедрение системы менеджмента качества является основой, базисом для любой компании, стремящейся к удержанию существующих заказчиков и привлечению новых.

Основная же беда, на наш взгляд, состоит в том, что в большинстве случаев требование сертификата качества, как еще называют сертификат ИСО, является результатом неосознанного стремления соответствовать последним трендам мировой деловой бизнес-этики. На практике, требуя наличие подобного сертификата на систему менеджмента качества, организации не всегда представляют себе не только сам принцип его выдачи и что именно подтверждается выдачей данного документа, но и вообще имеют отдалённое представление о таком понятии как "система менеджмента качества". Именно поэтому им важно само свидетельство наличия данной бумаги у контрагента или партнера, а не то, что за этим сертификатом стоит.

И именно поэтому в последнее время интернет заполонили предложения о получении сертификатов за 50, 40, 30 тысяч рублей. Автору этих строк попадалось даже предложение оформления сертификата соответствия ИСО 9001 за 10 тысяч рублей. Причем компании, выписывающие подобные "сертификаты", соревнуются не только в ценах, но и в сроках - 1 неделя, 5, 3 дня... - т.е. всё направлено на то, чтобы получить деньги с заказчика, но ни коим образом не подтвердить наличие реально действующей системы управления качеством. Подход такой - мы вам даём сертификат о том что система менеджмента качества у вас есть плюс "комплект стандартных документов" к нему, а дальше вы самостоятельно разрабатываете и внедряете систему ИСО 9001. Да, мы можем вам помочь с внедрением, но это будет стоить 300-400 тыс. руб., сообщает менеджер, и тут же спрашивает - а оно вам надо? Конечно же нет за такие деньги, думаете вы, и совершенно правильно, поскольку обычно такие деньги предлагают те компании, задача которых стоит прежде всего продать сертификат, а не внедрить систему, и именно поэтому чем выше стоимость внедрения, тем им выгоднее отговорить вас от этого, поскольку, скорее всего, они внедрением не занимаются и вообще слабо представляют, что это такое (кстати заметим, что в реальности подобную стоимость внедрения можно смело делить как минимум на 2).

И ещё один нюанс - компании, в первый раз столкнувшиеся со стандартом ГОСТ Р ИСО 9001, не всегда правильно понимают его содержание и применение конкретных требований стандарта именно к своей деятельности (на минуточку, специалистов в области качества - инженеров по качеству готовят государственные вузы ни много ни мало 6 лет!), поэтому "комплект стандартных документов" задвигается на дальнюю полку и про него благополучно забывается, как и про саму систему менеджмента качества. Всё, как говорится, приехали!

К чему это приведёт в конечном итоге? Не нужно быть ясновидящим, чтобы понять, что в самое ближайшее время просто наличия у компании сертификата будет являться недостаточным. Почему? Всё просто. О чём говорит сертификат? О том что определённая деятельность (производство продукции или оказание услуг) какой-либо компании соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008, т.е. практически всем пунктам стандарта. Любая компания при проведении нормального, стандартного сертификационного аудита должна доказать, что эти пункты ИСО 9001 выполняются и продемонстрировать документальные свидетельства выполнения этих требований, подчёркиваю, документальные. Т.е. сказать что у нас всё ОК, мы всё делаем как надо, "вот тут у нас лежат какие-то документы системы качества" будет мало, нужно будет привести неоспоримые факты, представить объективные доказательства функционирования системы менеджмента качества.

И тогда все выданные сертификаты "без внедрения" посыпятся как карточные домики, поскольку их владельцы будут получать отказ. Но и вопросы к органам по сертификации они не смогут задать, потому что, как было указано в начале статьи, сертификация СМК - дело сугубо добровольное и выбор органа по сертификации и системы сертификации, в которой получается сертификат, остаётся целиком и полностью на заказчике. Выводы мы вам предлагаем делать самим.

Но вернёмся к основам. Что же такое система менеджмента качества? В двух словах это комплекс взаимосвязанных процессов, определённым образом описанных и зафиксированных, позволяющий контролировать все виды деятельности компании и управлять ими на основе фактов.

Вы задумывались, откуда вообще возникло понятие "сертификация систем менеджмента качества" и почему её должны проводить какие-то независимые органы по сертификации, обладающие определёнными правами (аккредитацией)? Все просто. Возьмём к примеру, крупную европейскую или международную компанию-производителя каких-либо товаров. Всем абсолютно понятно, что забота о качестве в такой компании стоит на первом месте, поскольку ( и это очевидно) не будь товары этой компании высокого качества, вряд ли она была бы успешна в бизнесе. Так вот, эта компания предъявляет достаточно жесткие требования не только к свой внутренней деятельности, но и к своим поставщикам и требование наличия СМК у поставщиков является обязательным требованием. Ездить к каждому поставщику и проверять его - увольте, не хватит сил и средств, поэтому не проще ли доверить такую проверку компании, имеющей аккредитацию и обладающей определённым доверием? Т.е. независимому органу по сертификации, который также дорожит своей репутацией? Или скажем по другому - сотрудничать только с той компанией, которая имеет надёжный сертификат надёжного органа по сертификации? Такие международные органы на слуху, их представительства есть и в России, поэтому если Вы хотите стать поставщиком крупного международного холдинга, то смело обращайтесь к ним. Однако, если ваша компания работает на внутреннем рынке РФ и стран СНГ, самым оптимальным по надёжности и затратам на него будет являться сертификат в государственной системе сертификации ГОСТ Р (ГОСТстандарта России, с 2010 г. - Росстандарта, www.gost.ru ). Подробнее об этом Вы можете прочитать здесь.

Мы надеемся, что наши публикации дадут повод для размышления не только организациям, желающим получить сертификат, но и представителям компаний, выдвигающим требования о наличии сертифицированной ИСО 9001.

В следующей статье будут рассмотрены общие положения стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а также применение процессного подхода в управлении.