(495) 797-76-72
Написать в WhatsApp
На главную
English version
Поиск:
В сертификации с прошлого века...
Главная » Полезная информация » Новое - хорошо забытое старое или что может означать новая Национальная система сертификации РФ

Новое - хорошо забытое старое или что может означать новая Национальная система сертификации РФ

Для начала обратимся к истории сертификации в России. В настоящее время услуги сертификации стали частью российского бизнеса, тогда как в самом начале, в 90-х годах прошлого века, на волне хлынувшей в оставшуюся после развала СССР страну контрафактной продукции обязательная сертификация была создана в качестве преграды для недобросовестных поставщиков и производителей, и занимались сертификацией чаще всего структуры, созданные на базе различных НИИ и ВУЗов как имеющие соответствующие отраслевые связи и технически грамотный персонал. Система сертификации ГОСТ Р или Госстандарта России (как в 90-е годы назывался Росстандарт) стала первой национальной государственной системой сертификации Российской Федерации. Законодательным образом были установлены правила и порядок сертификации, участники сертификации и их взаимоотношения, требования к органам по сертификации, формы применяемых документов и т.д. и все функции по её развитию, контролю и поддержанию взял на себя Росстандарт. К слову сказать, ещё не далее как 10 с небольшим лет назад все аттестаты аккредитации органам и лабораториям выдавались на бланках с надписью СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р.

 

Уже более 30 лет Система сертификации ГОСТ Р успешно функционирует в РФ, однако изменившиеся условия, как внутренние так и внешние, в ряде областей значительно снизили, к большому сожалению, значимость Системы сертификации ГОСТ Р для её участников. Всё началось с принятия ФЗ "О техническом регулировании", который установил период перехода с подтверждения соответствия с государственных стандартов на вновь разрабатываемые технические регламенты. Кроме того, данный закон определил создание единого аккредитующего органа в РФ - Федеральной службы по аккредитации Минэкономразвития, таким образом все аккредитованные лица уже выпадали из статуса действующей Системы сертификации ГОСТ Р.

В результате сегодня Система сертификации ГОСТ Р - это прежде всего максимально надёжная государственная добровольная сертификация систем менеджмента качества по стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) или ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) (нельзя не отметить, что Росстандартом также зарегистрирована собственная добровольная система сертификации "Регистр систем менеджмента", в которой сертифицируются системы менеджмента по стандартам ИСО 14001, OHSAS 18001 и пр.). Кроме того, существует "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации" (Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982), устанавливающий обязательность сертификации определённой продукции именно в Системе сертификации ГОСТ Р. При этом заметим, что а) продукция из единого перечня не попадает под действие технических регламентов Таможенного союза и b) её номенклатура достаточно мала.

Таким образом на сегодняшний день Система сертификации ГОСТ Р представлена на рынке сертификации в основном своими добровольными сертификатами ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) или ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008), которые выдают органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке Росаккредитацией. К слову сказать, значимость добровольных сертификатов Системы сертификации ГОСТ Р велика и их надёжность не вызывает вопросов, поэтому многие компании стремятся получить сертификат ИСО 9001 именно в Системе сертификации ГОСТ Р.

К сожалению, добровольность получения таких сертификатов соответствия, а также недобросовестная конкуренция коммерческих организаций, регистрирующих в Росстандарте свои собственные системы сертификации (что вполне себе допускается законом "О техническом регулировании") и выписывающих сертификаты на системы менеджмента качества, что называется, направо и налево, сделали своё чёрное дело. Первые страницы интернет-поисковиков типа Яндекса или Гугла содержат в 90 % случаев ссылки на компании, выдающие сертификаты на системы менеджмента в каких угодно добровольных системах сертификации, но только не в Системе сертификации ГОСТ Р, а менеджеры по продажам сертификатов убедительно уговорят купить именно их сертификат. Причём подобные сертификаты предлагаются по смехотворной стоимости, что в общем-то и соответствует действительности, поскольку за ними никаких более-менее реальных систем менеджмента не стоит.

Данная ситуация в области добровольного подтверждения соответствия выглядит достаточно плачевно, поскольку в принципе дискредитируется понятие сертификации, когда доверие к компании, её системе менеджмента качества (ИСО 9001), системе экологического менеджмента (ИСО 14001) или системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001) должно подтверждаться объективно и независимо третьей стороной.

В сложившихся обстоятельствах объективно возникла необходимость очистки рынка от компаний, торгующих подобными сертификатами, и этот вопрос не раз поднимался на совершенно различных уровнях власти. В результате по появившейся в сети интернет информации в настоящий момент в стадии подготовки находится проект так называемой Национальной системы сертификации. Данный проект, разрабатываемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, будет предложен к обсуждению заинтересованным сторонам уже в текущем месяце. Сейчас уже имеется информация, что Национальная система сертификации Росстандарта станет правопреемником Системы сертификации ГОСТ Р, взяв из её опыта самое лучшее и доработав в определенных областях.

Но прежде чем подойти к обсуждению потенциальных возможностей данного проекта, мы бы хотели ещё раз зафиксировать для наших читателей основные понятия. В целом сертификацию нужно разделить на два достаточно значительных раздела - это обязательная сертификация и добровольная сертификация. Обязательная сертификация это, как правило, сертификация продукции, добровольная же сертификация в основном касается систем менеджмента и услуг, а также продукции в случае либо отсутствия требований к обязательности её сертификации, либо сертификация по желанию заявителя каких-либо определённых свойств (параметров, характеристик) изделия. Важно понимать, что при проведении добровольной сертификации подтверждение обязательных требований является серьёзным нарушением.

В обязательной сертификации работы выполняют органы по сертификации продукции, аккредитованные в установленном порядке. Аккредитация для органов по сертификации систем менеджмента не является обязательной, но, к примеру, для работы в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитация необходима. Аккредитацию и контроль за аккредитованными лицами осуществляет Федеральная служба по аккредитации, Росстандарт осуществляет регистрацию и ведение реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации. При регистрации системы добровольной сертификации также не требуется аккредитация компании-заявителя, поскольку регистрируется только система сертификации (под системой сертификации подразумевается совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе). Таким образом из под государственного контроля выпадает целый пласт организаций, занимающихся именно добровольным подтверждением соответствия. Но если ещё лет 10-15 назад добровольная сертификация казалась чем-то ненужным и излишним, то с развитием интеграции с международным сообществом, в том числе гармонизацией требований к системам менеджмента, добровольная сертификация систем менеджмента качества, к примеру, стала востребована в совершенно различных областях применения, начиная от участия в тендерах и контрактах и заканчивая требованиями к участникам саморегулирования. Лавинный рост оформляемых сертификатов соответствия на системы менеджмента качества (ИСО 9001), системы экологического менеджмента (ИСО 14001) или системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (OHSAS 18001) и лёгкость их получения поставил под вопрос их ценность, а также смысл работы настоящих экспертов-аудиторов, специалистов своего дела, которых заменили ушлые менеджеры по продажам и липовые псевдо-эксперты.

Именно поэтому мы надеемся, что Национальная система сертификации Росстандарта станет ключом к решению данной проблемы. Мы предполагаем, что разумным шагом Национальной системы сертификации было бы упорядочение деятельности существующих зарегистрированных систем добровольной сертификации, а также изменение правил регистрации новых добровольных систем. Достичь этого возможно предъявив дополнительные требования к держателям зарегистрированных систем менеджмента, а также к компаниям-заявителям. К число подобных требований можно отнести, к примеру, наличие действующей аккредитации у организации-заявителя регистрируемой системы добровольной сертификации (при подаче документов на регистрацию системы) и установление срока аккредитации для организации-держателя уже зарегистрированной системы добровольной сертификации. Государственная аккредитация любого органа по сертификации - процесс не быстрый, не простой и не далеко дешевый, поэтому только организации, реально занимающиеся сертификацией систем менеджмента, способны его пройти, поскольку нужно соответствовать установленным критериям аккредитации. Продавцам сертификатов такое не под силу. Также вариантами дополнительного контроля за участниками рынка добровольной сертификации систем менеджмента могут служить установление отчётности за выдаваемые сертификаты соответствия перед Росстандартом, требования к квалификации персонала организации-держателя системы сертификации, предоставление отчётности о деятельности каждой системы сертификации, проведение выборочных выездных проверок и т.п

Только контролируя сферу добровольной сертификации можно добиться доверия к оформляемым добровольным сертификатам. Национальная система сертификации действуя совместно с Национальной системой аккредитации в РФ может кардинально изменить рынок добровольного подтверждения соответствия, сделав его осмысленным, добропорядочным, разумным и адекватным.