Основным преимуществом использования организациями сертификации по стандарту ИСО 9001 и требований стандартов серии ИСО 9000 в своей работе является добровольность их применения. Компания может сколь угодно долго находиться на рынке и быть успешной без использования системного подхода к управлению качеством, экологии и т.д. и уж тем более сертификации. Зачастую (в основном это касается компаний малого бизнеса) у руководителей и собственников возникает недоумение - для чего мне этот стандарт, я знаю, как заработать деньги, как продать мой товар, зачем мне влезать в дополнительные расходы, связанные с сертификацией и получать головную боль, связанную с внедрением требований ИСО 9001, ИСО 14001? Зачем мне какой-то OHSAS 18001? Рынок сам расставит всё по своим местам, мы успешны - и этого достаточно. Если понадобится сертификат, мы просто купим его и будем жить дальше!
Анализируя подобный подход и зачастую принципиально пренебрежительное отношение к системам менеджмента у частного бизнеса наши специалисты пришли к мнению, что причины этого - сугубо исторические. Попробуем разобраться, в чём же истоки.
За 70 лет существования Советского Союза частная собственность считалась основным врагом существующего строя, а за занятие частным бизнесом советским гражданам грозила статья и длительный круиз по достопримечательностям Колымы. Всеми видами услуг и производств занималось государство, которому было неважно качество продукции - необходимо было закрыть потребности своих граждан, понятие "менеджмент" не существовало, не говоря уже про менеджмент качества или экологический менеджмент. На крупных предприятиях пытались создавать некоторое подобие системного подхода к качеству - из наиболее известных это "КС УКП" (комплексная система управления качеством продукции), которая применялась на передовых производствах, но канула в лету вместе с развалом СССР.
Глобальные реформы, приватизация и "лихие 90-е" не только сменили государство как собственника предприятий, но и открыли возможности для предпринимательства - люди, стремящиеся работать на себя, открывали кооперативы, товарищества, создавали акционерные общества, в стране кроме существовавших ранее крупных промышленных предприятий стали появляться небольшие компании, которые занимались производством, услугами и т.д.
Новое руководство бывших крупных предприятий СССР, оказавшись в условиях свободного рынка, почувствовало жесточайший дефицит знаний, связанных с управлением, маркетингом, менеджментом - ведь ничего подобного в советских ВУЗах не преподавалось. Управленцам и собственникам пришлось срочно обращаться к мировому, накопленному не одним десятком лет, опыту управления, поскольку созданная в СССР система государственной плановой экономики была разрушена, да и в принципе неприменима в новой экономической ситуации. Обучение топ-менеджеров деловому администрированию в ведущих международных университетах, получение знаний MBA и соответствующих практик, изучение опыта ведущих европейских компаний - всё это привело к тому, что в настоящее время практически на всех крупных предприятиях РФ разработаны, внедрены и активно поддерживаются основные системы менеджмента, без которых невозможно говорить о цивилизованном, правильном, всемирно признанном управлении предприятием - системы качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Эти системы, объединяющие в себе управление определённым аспектом деятельности, встроены в общую систему менеджмента управления и не вызывают отторжения. Именно поэтому для всех крупных предприятий вопрос применения ИСО 9001, ИСО 14001 и OHSAS 18001 не стоит в принципе. Качество управления предприятием, взаимоотношения с поставщиками и заказчиками, планирование основных целей и задач, оценка рисков, связанных с выполнением планов, анализ контекста (среды), в которой функционирует предприятие и т.д. - всё это несёт в себе менеджмент качества, всё это предусматривают требования ИСО 9001 новой версии 2015 г., в которых нет ничего сверх того, что должен делать грамотный руководитель, управляя своим бизнесом.
Таким образом, необходимость применения международно-признанного подхода к управлению (менеджменту) качества, экологии или охраны труда на основе стандартов ISO 9001, ISO 14001 или OHSAS 18001 для крупных предприятий абсолютно очевидна в силу специфики внутренних процессов и значительной численности персонала, поскольку без грамотно выстроенного менеджмента крупный бизнес просто нежизнеспособен.
Что же касается небольших производств и сферы услуг - откуда существующий скептицизм и недоверие к применению стандартов ISO, почему эти стандарты не настолько привлекательны и однозначны для применения с точки зрения собственников?
Суть в нашем понимании в том, что собственники некрупных предприятий, ставшие ими благодаря безусловно замечательным личным качествам и предпринимательской жилке, зачастую считают, что если они столь успешны и им удалось многого достичь, то никакие стандарты (а особенно добровольные, а уж тем более - европейские - "мы и сами с усами") не могут служить им рекомендациями к действию и "учить жить". Такая логика говорит зачастую об авторитарном подходе к управлению компанией, подходе, когда многие ключевые полномочия не делегируются, руководитель "пропускает всё через себя", занимается всем, на что хватает времени и сил, планирование, в том числе финансовое, ведётся в текущем режиме и зачастую хаотично и рискованно, а все внутрикорпоративные знания, накопленные в организации - исключительно в умах и личных записных книжках сотрудников, а не в разработанных стандартах, и т.д. Кроме того, с момента распада СССР малый бизнес выстраивался в достаточно суровых условиях раздела капитала, что также даёт повод современным руководителям относиться со снисхождением к ИСО. Выход из сложившейся ситуации и ломку стереотипов по отношению к системам менеджмента мы видим только в смене поколений, когда новые управленцы, новые собственники, т.е. люди, знающие историю Советского Союза и первых десяти лет после его крушения по книгам и фильмам, почувствуют необходимость в качественном, обусловленном современными требованиями т.е. передовом подходе к менеджменту своих компаний, аналогичном подходу, действующему в развитых странах. Быть в ногу со временем - значит управлять компанией по современному.
Менталитет постсоветского человека толкает его не заниматься собственным бизнесом, собственными проектами, а идти работать по найму. Именно такой подход обуславливает недостаточную конкуренцию на рынке товаров и услуг РФ в среде малого бизнеса, тогда как в современных европейских странах конкуренция весьма велика и компании борются за каждого клиента, стараясь максимально использовать предлагаемые механизмы улучшения, которые заложены в ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001. Принцип клиентоориентированности компании - это основной принцип, который проповедует ISO 9001 и именно поэтому стандарт настолько популярен и применим, что выдержал уже не одно издание. Опыт и история международного капитала и предпринимательства убедительно доказывает, что если выстраивать менеджмент своего бизнеса в соответствии со стандартами ISO, внутренние издержки можно минимизировать, риски - просчитать, новых заказчиков - найти, а прибыль - увеличить. Стандарт ИСО 9001 не учит как продать, он учит, как превратить разового клиента в постоянного заказчика.
Любой менеджмент, выстроенный в виде системы, это, прежде всего, совокупность необходимых знаний и действий конкретной организации, основа развивающегося организма компании, её опора и двигатель, её спинной мозг. Что чувствует человек, если касается горячего? Жар, и тут же рефлекторно отдёргивает руку. Рефлексы - это то, что заставляет нас действовать подсознательно, на автомате, не задумываясь, и во многом благодаря рефлексам человечество выжило. Грамотно выстроенная система менеджмента - это рефлекторный механизм реагирования компании на внешние раздражители, на агрессивную окружающую среду, позволяющий перенаправить все интеллектуальные силы в русло созидания и развития, а не на поддержание жизнедеятельности и оборону.