В настоящее время в связи с массовой отменой большого количества лицензируемых видов деятельности сертификат системы менеджмента качества является одним из наиболее объективных доказательств надежности компании. Именно поэтому при проведении тендеров государственными компаниями в практику постепенно входит требование к претендентам о предоставлении сертификата качества деятельности (услуг, работ и пр.) или сертификата ИСО 9001 на систему менеджмента качества. Отсутствие такого сертификата может стать причиной отказа компании в участии в конкурсе.
На сегодняшний день практически невозможно получить госзаказ компании, не имеющей сертификат ИСО 9001. Наличие такого сертификата предполагает внутренний контроль деятельности компании на всех этапах, гарантирует надежность компании как делового партнера.
С подобным уже столкнулись компании, занимающиеся оценкой и аудитом, проектированием и строительством. Для того, чтобы стать членом СРО и получить доступ к работам, компаниям необходимо подтвердить официально качество своей деятельности. Это требование основывается на том, что в СРО создается за счет взносов всех его участников компенсационный фонд, который предназначен для выплат пострадавшим от какого-либо члена СРО заказчикам. Подобная круговая порука вынуждает подходить к членам СРО более требовательно, поскольку никому неохота платить за грехи другого. Сертификат ИСО – лишняя гарантия надежности компании, поэтому серьезные СРО требуют его наличия. (подробнее)
Наличие сертифицированной системы менеджмента качества свидетельствует об отлаженности бизнеса, поскольку система качества затрагивает управление, менеджмент ресурсов, штат, компания получает статус надежного партнера.
Система менеджмента качества требует её грамотного описания, поскольку позволяет в дальнейшем проводить анализ возникающих проблем в деятельности с выполнением мероприятий по улучшению, стандартизировать деятельность, обеспечивая ее повторяемость и управляемость, дает возможность проведения сравнения деятельности компании с конкурентами; позволяет накапливать знания и передавать их новым сотрудникам; обеспечивать на практике выполнение процессного подхода.
При разработке и внедрении системы менеджмента качества пересматривается и анализируется деятельность всего предприятия, при этом становятся очевидны нестыковки в системе управления, в дублировании ответственности за деятельность, в нарушении установленных правил – в связи с этим нередко принимаются решения о реорганизации структуры предприятия, внесение изменений в штатное расписание, перераспределение ответственности персонала, ликвидации, создании или слиянии отделов и т.д. В этом случае реинжиниринг действующих процессов на предприятии как раз позволяет выявлять скрытые, не использовавшиеся ранее, ресурсы, и максимально оптимизировать деятельность компании, сокращая издержки и увеличивая эффективность работ.
Процессный подход представляет собой совокупность видов деятельности организации, связанных между собой и находящихся в управляемых условиях. Любую управляемую деятельность компании, преобразующую входы в выходы, и использующую при этом определенные ресурсы, можно оценивать как процесс. Применение совокупности таких процессов в организации, с определением их взаимодействия, управления и идентификацией и может считаться «процессным подходом». Суть процессного подхода в том, что он описывает любую деятельность не по вертикали, а по горизонтали, формируя связи не между начальником и подчиненным, условно, одного отдела, а между персоналом одного уровня, но разных отделов. Человек становится ответственным не только перед своим руководителем за результаты своей работы, но и перед тем сотрудником компании, к которому попадают результаты его труда.
Кроме того, стандартной практикой является применение наряду с процессным подходом цикла Деминга «PDCA» («планируй – действуй – проверяй - воздействуй»), позволяющего оценивать любую деятельность систематически, целенаправленно, применяя методы статистики, а не по внешним проявлениям, субъективно и абстрактно, как зачастую это бывает. Это позволяет не только устранять проблемы, но и причины их появления, что является много более важным действием.
Наиболее широкое распространение, применение и самое главное - признание во всем мире получила система менеджмента качества, основанная именно на выполнении требований стандарта ISO 9001:2008 ( в России - ГОСТ Р ИСО 9001-2015). Совершенно очевидно, что стандарт был создан не просто как какой-то абстрактный формальный документ (сложность его изложения обусловлена исключительно широкой областью применения), а учитывая его популярность и бесспорный интерес к нему, можно говорить о бесспорной пользе его применения в западных компаниях. Кстати, стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2015 идентичен международному ISO 9001:2015.
Документирование системы менеджмента качества, описание и реинжиниринг процессов деятельности компании, изменения в структуре компании - все это заставляет персонал не только взглянуть заново на свою работу со стороны (зачастую вместе с консультантами), но и почувствовать реальную ответственность за результаты работы, не на словах, а на деле.
Стандарт предусматривает обязательную работу с потребителями. Все жалобы, претензии и предложения должны быть оперативно рассмотрены и по ним приняты меры, кроме того меры принимаются по недопущению возникновения подобных проблем в дальнейшем. Периодическая оценка деятельности компании её заказчиками – это именно то, что заставляет меняться компанию к лучшему.
Компании, получившие сертификат соответствия, также получают возможность официально использовать знак соответствия ИСО 9001, свидетельствующий о том, что система менеджмента качества сертифицирована. Знак соответствия ИСО можно использовать в рекламных материалах компании, в буклетах, плакатах, брошюрах, а также в организационно-распорядительной документации (письмах, постановлениях и пр.).
Постепенная отмена лицензирования – одно из требований вступления России во Всемирную торговую организацию. Необходимо понимать, что после вступления России в ВТО наша страна станет максимально открытой для иностранного бизнеса, для которого наличие сертификата ИСО является стандартной практикой и при прочих равных условиях из-за отсутствия подобного документа отечественная компания может многое потерять. Кроме того, для иностранных компаний (в случае поиска вами партнеров за рубежом), а также для реализации ваших товаров или услуг на экспорт, наличие такого сертификата является строго обязательным.